«Космические струны во Вселенной: достижения и перспективы исследования Сажина О.С. ГАИШ МГУ 18 марта 2013 Российско-итальянская группа проф. Сажин М.В. (ГАИШ ...»

Космические струны во

Вселенной:

достижения и перспективы

исследования

Сажина О.С.

ГАИШ МГУ

18 марта 2013

Российско-итальянская группа

проф. Сажин М.В. (ГАИШ МГУ, Москва)

Семенцов В.Н. (ГАИШ МГУ, Москва)

Prof. M. Capaccioli, (Very Large Telescope Survey Center (VSTceN),

Университет Федерико II, Неаполь, Италия)

Prof. G. Longo (Университет Федерико II, Неаполь, Италия)

Dr. M. Paolillo (Университет Федерико II, Неаполь, Италия)

G. Riccio (Университет Федерико II, Неаполь, Италия)

Цель работы:

Поиск наблюдательных проявлений линейных топологических дефектов пространства в емени –

-р макроскопических космических струн – в нашей Вселенной с помощью оптических телескопов и радиотелескопов.

Разработка аналитической теории динамики одиночной космической струны, численное моделирование, составление заявок на телескопы, наблюдения, статистическая обработка данных, интерпретация результатов.

Абрикосов (1957); Nilsen, Olesen (1973); Kibble (1976); Зельдович (1980);

Виленкин (1981) новая фаза Область старая фаза симметричного высокоэнергетического вакуума – реликтовая тёмная энергия.

Фальшивый вакуум Истинный вакуум Космическая струна «Реликт»

(Струков И.А. и др. MNRAS 258 37P 1992) Согласно последним данным по COBE анизотропии реликтового излучения, (Smoot G.F. et al. Astrophys. J. 396 L1 1992) космические струны не могут являться BOOMERanG основным источником первичных (de Bernardis P. et al. Nature 404 955 2000) Archeops возмущений плотности.

WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe, http://map.gsfc.nasa.gov) Многие теоретические модели ранней Вселенной предсказывают космические струны. Такие объекты могли формироваться после инфляционного периода, «дожить» до нас и обладать специфическими наблюдательными свойствами

Минимальная модель, содержащая космические струны:

* * L D D F F 4 2 новая Множество отличных от нуля вакуумов: фаза 2 старая фаза expi

Что такое уравнение гравитационной линзы?

Уравнение гравитационной линзы связывает физические расстояния в плоскости линзы с расстояниями в плоскости линзируемого фонового источника как функцию дефицита угла струны, расстояния от наблюдателя до линзы (струны) и расстояния от наблюдателя до плоскости фонового источника.

Анизотропия реликтового излучения Нарушение равновесия в первичной плазме, фотоны начинают распространяться свободно. Образуется поверхность последнего рассеяния Поиск космических струн по анизотропии реликтового излучения Анизотропия реликтового излучения Поиск космических струн по анизотропии реликтового излучения Анизотропия реликтового излучения Поиск космических струн по анизотропии реликтового излучения Анизотропия реликтового излучения Internal Linear Combination (ILC) map (9 лет наблюдений) Поиск космических струн по анизотропии реликтового излучения Угловой спектр анизотропии реликтового излучения

Анизотропия реликтового излучения на космической струне. Механизм.

Эффект Кайзера-Стеббинса:

движущаяся космическая струна может приводить к красному или голубому смещению частоты фотонов.

Поиск космических струн по анизотропии реликтового излучения Анизотропия реликтового излучения, индуцируемая прямой движущейся космической струной. Моделирование R – расстояние от наблюдателя до струны (в единицах расстояния до поверхности последнего рассеяния);

v – скорость струны (в единицах c);

– направление движения струны.

(R,v,) Поиск космических струн по анизотропии реликтового излучения Анизотропия реликтового излучения на космической струне. Результаты моделирования.

(R,v,)=(0.9,0.9,90°) Поиск космических струн по анизотропии реликтового излучения Анизотропия реликтового излучения на космической струне. Результаты моделирования.

(R,v,)=(0.5,0.9,90°) Поиск космических струн по анизотропии реликтового излучения Анизотропия реликтового излучения на космической струне. Результаты моделирования.

(R,v,)=(0.1,0.9,90°) Поиск космических струн по анизотропии реликтового излучения Анизотропия реликтового излучения на космической струне. Результаты моделирования.

(R,v,)=(0.9,0.5,90°) Поиск космических струн по анизотропии реликтового излучения Анизотропия реликтового излучения на космической струне. Результаты моделирования.

(R,v,)=(0.9,0.1,90°) Поиск космических струн по анизотропии реликтового излучения Анизотропия реликтового излучения на космической струне. Результаты моделирования.

(R,v,)=(0.9,0.9,45°) Поиск космических струн по анизотропии реликтового излучения Анизотропия реликтового излучения на космической струне. Результаты моделирования.

(R,v,)=(0.9,0.9,120°) Поиск космических струн по анизотропии реликтового излучения

Анизотропия CMBR совместно с анизотропией от одиночной прямой струны.

Моделирование:

Поиск космических струн по анизотропии реликтового излучения

1. Наличие большого количества ложных кандидатов.

2. Кандидаты обладают малой длинной, то есть, в большинстве не могут быть обнаружены в оптических обзорах. Возможно, что отдельные структуры являются частью единого кандидата.

Поиск космических струн по анизотропии реликтового излучения

Ограничение на энергии космических струн

Обработка карты ILC WMAP с помощью модифицированных функций Хаара. Выше уровня T 40 K следов космических струн нет.

Поиск космических струн по анизотропии реликтового излучения Основные выводы работы Создана теория гравитационного линзирования протяженных источников на космических струнах применительно к телескопам высокого углового разрешения Разработана теория для поиска космических струн в диапазоне дефицита угла от 0”.1 до 6” по картам анизотропии реликтового излучения.

Разработан новый алгоритм (основанный на модифицированных функциях Хаара) для выделения слабого сигнала космической струны на фоне стандартного адиабатического шума РИ на уровне от 10 K (при уровне адиабатических возмущений в 100 K). По результатам обработки радио данных составлен список кандидатов в космические струны. Предложенный алгоритм в 8 -10 раз чувствительнее к выявлению космических струн по сравнению с предложенными другими авторами. Он также дает жесткое ограничение на допустимую наблюдательными данными амплитуду анизотропии космических струн: не существует космических струн, генерирующих анизотропию выше 38.5 K (в то время как предыдущие исследования, основанные на поисках негауссовости в данных анизотропии РИ, давали ограничения на амплитуду анизотропии космических струн порядка 100 K)..

Составлен предварительный список кандидатов в космические струны с дефицитом угла примерно 1’’. Данные PLANCK позволят увеличить чувствительность метода до 0.3’’, а также исследовать B-моду поляризации на струнах.

PLANCK